КОЛОНКА АВТОРА
Дорогие читатели!

Весна в самом разгаре, и вместе пробуждением природы мы вновь готовы к переменам!

Апрельский номер посвящён, казалось бы,обычным вещам: образованию, работе, дому. Но именно это окружает, волнует нас ежедневно.


В первой статье мы разбираем актуальную тему современного образования и роль репетитора в жизни школьников. Почему всё больше родителей обращаются к дополнительным занятиям? Это показатель слабости школьной системы или естественный путь к персонализированному обучению?


Наш экономический обозреватель исследует феномен рабочего времени в современном мире. Действительно ли 8-часовой день — это универсальный стандарт, или же будущее за гибким графиком и удалённой работой? Как новые технологии меняют наши представления о продуктивности?

И, конечно, особый интерес представляет исторический раздел, где мы погружаемся в древнюю историю этих мест. От доисторических времён до основания Петроградской стороны — путь, который занял миллионы лет. Как формировалась эта территория, какие исторические события сделали её такой, какой мы знаем сегодня?

Все эти темы объединяет одна идея — развитие. Развитие личности, общества и пространства, в котором мы живём. В каждом материале мы ищем ответы на вопросы, которые волнуют современного человека: как учиться эффективнее, как работать продуктивнее и как ценить историю места, которое стало нашим домом.

Приглашаем вас присоединиться к этому увлекательному диалогу на страницах нашего журнала. Ведь именно здесь пересекаются прошлое, настоящее и будущее нашего уникального сообщества.


С уважением,

Главный редактор

БЕЛОУС ПАВЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ
начало статьи

PRO ОБРАЗОВАНИЕ

О наболевшем:
репетитор в помощь или почему
бездействует школа?

«К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе».

Стихи для знаменитой советской песни были написаны в 1973 году – и спустя почти 42 года можно смело сказать, что ничего не изменилось: школа по-прежнему учит очередное поколение всем азам наук.

Однако репетиторских центров, частных учителей, индивидуальных консультаций становится всё больше и больше, так как есть спрос. Возникает справедливый вопрос: а учат ли?

Особенно явно эта тема коснулась родителей старшеклассников и самих ребят: ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадные движения, восполнение пробелов по предметам. Работая учителем в школе, я знаю, что проводятся дополнительные уроки-подготовки к экзаменам, преподаватели готовят к олимпиадам, отметки исправлять тоже дают. Тогда в чём проблема?

И здесь стоит рассмотреть вопрос с нескольких сторон. Крайне преждевременно обвинять лишь школу в некомпетентности или детей в нежелании учиться.

Когда репетитор точно не нужен?

Ни для кого не секрет, что современное образование стало более практико-ориентированным: проектная деятельность, классы по направлениям (например, в школе, где я работаю, существует и успешно развивается педагогический класс), взаимодействия с вузами, конкурсные движения (в Санкт-Петербурге уже несколько лет проходит чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы»*).Помимо школы, детей окружает огромное количество спортивных секций, кружков и направлений. Это здорово! Ребята с 8-го класса приобщаются к миру профессий, пробуют себя в разных сферах, действительно ищут свой дальнейший жизненный путь. На фоне всей этой активности традиционные уроки, научные дисциплины как будто уходят на второй план, и теоретическая основа, необходимая для гармоничного развития личности, как бы «провисает». Это выражается в отметках – сигнализаторах для родителей. «А ему ещё экзамен сдавать!», – сетуют они.

И тогда на помощь приходит репетитор:
пускай в школе ребёнок проявляет себя, а дома с частным учителем доучивается. Стоп! Первое, что хочется сказать: уважаемые родители и ребята, обратите внимание на такое важное понятие как «тайм-менеджмент». Часто неправильная расстановка приоритетов, неумение организовывать свой день и приводит к тому, что на учёбу времени нет. Удивительно, но ребёнок, даже подросток с самого раннего детства живёт по конкретному распорядку, потому что предсказуемость действий его успокаивает. Но в этом ему нужно помочь, потратить своё родительское время, и тогда, возможно, из огромного количества активностей исчезнет или сократится то, что было не таким важным, а подготовка к урокам снова станет приоритетной.

Грамотно распределённое время – вот, что нужно ребенку, а не дополнительные затраты в виде занятий с репетитором. И вопрос не в деньгах, а в воспитании самостоятельности и организованности.

Когда о репетиторе стоит подумать?

Кто бы мог подумать, но переполненные классы – это проблема не только для учителя, но и для учеников. Поправочка: учеников, которые хотят учиться и могут, но им нужно больше внимания учителя, времени, чтобы разобраться в теме и многое другое. Такие ребята не подойдут после урока и не попросят помощи у учителя, а дома, готовясь к урокам, с большим трудом осилят, если получится, нужный материал.

Частные школы, где количество детей в классе не так велико, тоже не гарант качества. Ребята могут просто не понимать и молчать об этом, а дома испытывать танталовы муки.

И здесь наблюдательность родителей превыше всего. Помочь ребёнку с уроками раз-другой (учитывая, что речь идёт о средней и старшей школе) – это родителям по силам, но делать это постоянно тяжело. И тогда, возможно, именно репетитор справится с этим намного лучше.

Когда без репетитора никак?

И здесь самое интересное, потому что функция репетитора не всегда правильно понимается самим репетитором, родителем да и ребёнком тоже. Хотя, казалось бы, куда проще? Пришёл умный человек, всё объяснил – проблемы нет. Но это только на первый взгляд.

Проблема №1. Репетитор - одно, ребёнок - другое. Нет согласованности, связи - отсюда нет понимания.

Проблема №2. Эффект «до кучи»: в школе все дополнительные занятия посещаем; дома бабушка, педагог на пенсии, вносит свою лепту; ах да, – ещё и репетитор для спокойствия родителей.

Проблема №3. Ребёнку сказали, что теперь три раза в неделю занятия – будь добр, терпи и учись. А зачем? А подходит ли мне такое? Не обсудили.
Как этого избежать? По своему опыту могу сказать: сначала объективно оцените степень проблемы, затем серьёзно подойдите к выбору репетитора. Не цена и удобный график, а именно эффективное и комфортное взаимодействие репетитора с ребёнком. Посетите несколько занятий вместе: для репетитора это не должно быть проблемой, если же он против - это звоночек.

Спрашивайте ребёнка о прошедшем занятии:
что понравилось, как успехи, всё ли хорошо. Спрашивайте репетитора о процессе обучения.
Репетиторы нужны, если ученик не может усвоить программу, подготовиться к экзаменам по разным причинам (СДВГ, болезненный ребёнок, спортсмен и так далее). Но полностью рассчитывать только на частного учителя не стоит – помощь родителей такому ребёнку тоже будет нужна. Про синдром дефицита внимания и гиперактивности можно писать бесконечно: для кого-то это большая проблема, а кто-то уверен: это особенный и самый замечательный ребёнок. Конечно, замечательный, которому нужно больше внимания, так как получение, обработка и сохранение полученной информации на уроке даётся с трудом. Таким ребятам нужно объяснять материал буквально дважды: на уроке и дома. Вот здесь уже родителям нужна помощь квалифицированного специалиста.

Репетиторы нужны, если ученик выбирает углублённое обучение, не входящее в школьную программу. Ему интересны олимпиады, он увлечён наукой, проектной деятельностью – прекрасно!

Такой же воодушевлённый и сильный педагог поможет, расширит кругозор познаний учащегося. А родители будут наблюдать за процессом и радоваться.

Так бездействует ли школа?
И да и нет. Ограниченность во времени, отсутствие возможности помочь каждому ученику отдельно, самая простая усталость. Сюда же можно отнести и равнодушие некоторых родителей к образовательному процессу (когда о репетиторах даже речи нет – учителя на что?). Но экзамены ежегодно сдаются – значит, миссия учителя продолжается.

Всё это мысли вслух и опыт работы учителем и репетитором. Эти размышления не инструкция или призыв к действию, а личные наблюдения, которые могут быть полезны родителям школьников. А брать репетитора или нет – выбор каждого.

Анастасия Писарчук
лауреат Всероссийского конкурса «Учитель Года», учитель высшей квалификационной категории

начало статьи

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ.

ПРЕДРАССУДКИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ

- Привет! Ты все еще на работе?
- Привет! У нас ненормированный рабочий день!
- Когда освободишься?
- Ну я же говорю, что у нас ненормированный рабочий день!

Такой диалог я слышу часто. Все понятно, но есть, как говорят, нюансы.
Требуется ряд уточнений. «Ненормированный рабочий день» – это инструмент для работодателя или уловка работника?
Причиной появления этой статьи, как ни странно, стала работа не по тайм менеджменту, а анализ проекта сдельной оплаты труда. Проект был небольшой, но в нем удивительным образом соседствовали заблуждения, которые встречаются у российского менеджмента на пути разработки систем вознаграждения с одной стороны и учета рабочего времени с другой.

Термин «ненормированный» в привязке к рабочему дню хорошо иллюстрирует приобретенное заблуждение, которое квалифицируется как «призрак рынка». Истина, как всегда посередине. В нашем случае с одной стороны - дизайн бизнес процессов, с другой - нормативные документы федерального и локального уровня.
Например, правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) – это обязательный локальный нормативный документ организации, который регламентирует норму труда - рабочее время.
В настоящее время предприятия испытывают резкое ухудшение состояния в учете рабочего времени. Причин несколько.

Первая причина связана с внедрением автоматизированных программ учета рабочего времени и связанных с ним процессов начисления заработной платы, заменяя во многом мышление живого специалиста.

Вторая причина - отсутствие квалифицированных компетентных работников, которые заслуженно серьезно относятся к учету рабочего времени. Бизнес-кейсы и семинары по программам тайм-менеджмента не приносят ощутимых результатов в учете рабочего времени, так как направлены на популяризацию общих вопросов менеджмента, а не на решение конкретных задач учета и нормирования трудозатрат, стоящих перед бизнесом или на отдельно взятом рабочем месте.

Третья причина кроется в области стереотипов и заблуждений о том, что рабочее время, его учет не могут повлиять на общую эффективность использования трудовых ресурсов.

По этой причине первые руководители часто оставляют вопрос учета рабочего времени на самотек. Например, на мой вопрос о нормальной продолжительности рабочего времени слушатели курсов и заказчики чаще всего отвечают: «Восемь часов в день». На вопрос, какие нормы труда действуют на предприятии для менеджеров, слышу ответ: «У нас установлен ненормированный рабочий день».

Коллеги! То, что ненормированный рабочий день — это режим работы, свободный от учета рабочего времени и нормирования труда, является заблуждением, а нормальная продолжительность рабочего дня 8 часов - это стереотип!

Ох уж эта пятидневка! Почему я так говорю? В своей практике я встречала разные названия для обозначения режима пятидневной рабочей недели: основная, сорокачасовая, односменная, 5/2, общая, классическая. Уверена, что у меня далеко не полный перечень

По трудовому законодательству установление режима ненормированного рабочего дня не означает, что на этих работников не распространяются основные нормы трудового законодательства: нормы рабочего времени, нормы продолжительности времени отдыха, выработка и другие.
Термин «ненормированный» вводит менеджмент в заблуждение по поводу действий норм труда. Случилось так, что на практике ненормированный рабочий день нивелирует несовершенство графиков работы, используется для скрытия сверхурочных работы и неправильного учета рабочего времени. Попросту, когда нет четкого понимания хода бизнес-процессов, появляется уловка - ненормированный день!

Где же истина, спросите вы?

Хорошо бы поменьше работать, побольше – получать! Это закономерность для повышения эффективности! Но на калькуляторе хорошо считаются только конкретные оцифрованные данные. «Нормо» время - «нормо» деньги!

Пользуйтесь нормированием!

Галина Кирьянова
Бизнес тренер, преподаватель,
основатель Свердловской пригородной компании, автор публикаций по вопросам нормирования труда и учета рабочего времени
директор консалтинговой группы ООО «Формат-Центр»
г. Екатеринбург и вся Россия.


начало статьи
МИЛЛИОНЫ ЛЕТ ДО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Вы находитесь в историческом центре Санкт-Петербурга на Петроградской стороне. Сейчас это город с многоэтажными домами и всеми благами цивилизации. Но что же было на месте города и области многие столетия и даже миллионы лет назад? Об этом в данной статье.

Ученые смогли определить, как развивалась наша территория 750 миллионов лет назад. Тогда на месте нашего города был океан, и вся поверхность земли была покрыта льдами. Этот период называют криогенным.

500 миллионов лет назад
Всё началось с континента Паннония.
Сначала, он был в водах океана, но постепенно вода отступила и территория будущего города оказалась на суше. До 90 миллионов лет так и было, потом территория ушла под воду, а динозавры если и ходили по северо-западу, то не оставили никаких следов. Только к 20 миллионам лет территория Европы начинает принимать привычные очертания.
На равнине, названной в последствии Русской, произошло Валдайское оледенение — вся территория была покрыта километровыми толщами льдов.

Лед доходил до 2000 метров. Сейчас в Гренландии толщина льда в основном такая же. Постепенно началось потепление, и с 12 000 лет назад лед стал таять и освобождать территорию. От этого периода по всему северо-западу огромные валуны из гранита и гнейса. Именно такой валун стал постаментом для памятника Петру 1 на Сенатской площади. На территории Санкт-Петербурга образовалась Литориновое море, и начиная с 7000 до 4000 лет назад оно превратилось в современное нам Балтийское море.

Тогда же появились озера Ладожское, Анциловое озеро, образовалась река Нева. Они были пресными и постепенно сделали часть Балтийского моря пресной — Финский залив.

150 миллионов лет назад
Тогда же появились озера Ладожское, Анциловое озеро, образовалась река Нева. Они были пресными и постепенно сделали часть Балтийского моря пресной — Финский залив.

Что же нам может напомнить о тех далеких временах? Сегодня на Земле известно лишь два места, где можно обнаружить хорошо сохранившихся трилобитов (древних морских обитателей) в таких больших количествах — это Марокко в Северной Африке и Ленинградская область.

Также наследие этого периода мы можем найти не только в музеях, но и в зданиях Санкт-Петербурга и области. В камне, который использовался для строительства зданий. К примеру, древнерусская Копорская крепость, современный детский сказочный городок Андерсенград в Сосновом Бору, станции метро Невский проспект и Приморская, Гостинный двор, Площадь Восстания Мариинский театр и Гатчинский дворец.

90 миллионов лет назад
А что мы скажем о территории Санкт-Петербурга с точки зрения ландшафта и высоты?

Мы можем разделить территорию на несколько частей: островная часть и материковые части с севера и юга.

Островная часть - острова Васильевский, Петроградский, Петровский, Крестовский, Каменный, Елагин, Гутуевский, и территория, примыкающая к дельте Невы, даже при небольшом поднятии воды в дельте Невы от подвергаются затоплению или оказываются под его угрозой. Это дно Литоринового моря.

Начиная с Невского проспекта происходит повышение с 3 до 5-8 метров над уровнем моря. Это граница начало южной границы Литоринового моря. Его окончательная граница находится в районе Петергофа — благодаря этим уступам стало возможным создать уникальный фонтанный комплекс.

На севере Санкт-Петербурга можно найти другую границу Литоринового моря. Его береговой уступ очень резко обозначен и виден невооруженным глазом. Он идет от Сосновки на северо-запад параллельно проспекту М. Тореза и проспекту Непокоренных. С небольшими перерывами он прослеживается по курсу Выборгского шоссе через Озерки, Шувалово, Парголово, где расположены три озера, оставшиеся, вероятно, от исчезнувшего моря.

А когда же появились острова, река Нева? Это произошло примерно 2,5 тысяч лет назад. Поэтому мы можем сказать, что она молодая река.

Человек пришел на нашу территорию примерно с отступлением ледника. Археологи находят стоянки древнего человека с 9000 лет. С тех пор многие народы селились на этих берегах. Ученые предполагают, что первыми были западные индоевропейцы. Они растворились в новых поселенцах - прибалтийско-финских народах и восточных славян. С 8 века у нас есть письменные источники по данной территории. В музее Эрмитаж находится большая коллекция предметов первобытного быта и уникальные экспонаты — петроглифы на скале с Ладожского озера. Там мы находим изображения лыж.

Итак, мы можем сделать несколько выводов:

Во-первых, территория Санкт-Петербурга была долгое время скрыта в воде — сначала океана, потом моря. От этого периода у нас осталось много древних морских обитателей, которые окаменели в граните и известняке. И мы можем это увидеть в зданиях нашего города, а за городом находятся целые скопления.

Многие ученые и бизнесмены думают открыть палеонтологические парки, где предлагать туристам и ученым возможность добыть себе доисторический сувенир.

Во-вторых, ледниковый период сформировал ландшафт города и особенности его жизни. Центральная островная часть была дном Литоринового моря и по сей день является самой низкой частью города. С севера и юга мы можем найти границы моря в виде перепадов высот более чем на 5 метров над уровнем моря.

В-третьих, с момента, как территория стала пригодна для жизни тут сразу появляются люди. С 9 -го тысячелетия на данной территории всегда жили, и это было место встречи разных народов.

О развитии территории Северо-Запада с VII–IX веков мы расскажем в будущих статьях.

начало статьи

ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

НАЧАЛО ИСТОРИИ

Петроградская сторона – колыбель Петербурга. Именно здесь царь Петр заложил первую военную крепость, которая в дальнейшем быстро разрослась до города, ставшего северной жемчужиной. Петроградка была свидетелем важнейших исторических событий, повернувших ход истории.

До 1703 года на территории современного Санкт-Петербурга находилось множество мелких деревень. Несколько поселений было и на Фомином острове, который после основания Петербурга стал называться Городовым, а позже – Петербургским и Петроградским. В начале XVIII века Заячий остров представлял собой заливной луг, на котором косили траву, а Петроградский остров был местом поселения русских, финнов, здесь также стояли шведские войска.
Петр за несколько дней решил, что фортеция Санкт-Петербург будет построена на Заячьем острове. А вот с центром города так и не определился, рассматривая и Троицкую площадь, и район нынешней Шпалерной улицы, и Васильевский остров.

Шла Северная война, до 1713 года царь Пётр, не так часто бывал в городе. Большую часть времени он находился на театре военных действий, поэтому горожане сами стихийно застраивали территорию, разбивая кривые небольшие улочки. Это не нравилось Петру, поэтому он присматривался к другим островам, желая именно там создать идеальный европейский город. Однако центром Северной столицы при Петре все равно оставалась Петроградка.

В 1712 году именно на Петроградскую сторону переезжают дипломатические представители Англии, Франции, Пруссии, Ганновера и Нидерландов. После смерти Петра в конце 1725 года на углу Троицкой площади и Дворянской улицы открыты Академия и Университет при ней.

Также здесь появились здание Сената, таможня и Троицкий собор, который разрушили в 1933 году. К слову, именно в этом храме в июле 1718 года с разницей в один день отпевали погибшего цесаревича Алексея и праздновали годовщину Полтавской победы.

Многие источники ошибочно заявляют, что именно Троицкий собор стал первым храмом Северной столицы, но это не так – это звание носит Петропавловский.

Если бы сейчас петербуржцы попали на Петроградский остров XVIII века, то совершенно точно не узнали его. Вплоть до середины XIX столетия эта часть города больше напоминала большую деревню с хаотично разбросанными слободами, огородами и местами для выпаса скота.

Фактически от той, первоначальной Петроградки, до нас дошли лишь Петропавловский собор, часть Троицкой площади и домик Петра.

Ближе к домику Петра на набережной и на Дворянской улице (ныне Куйбышева) селилась элита. Чуть дальше стояли дома для мастеровых, причем для лучших специалистов были построены добротные избы на две семьи.

Еще на острове в Петровское время стояли несколько полков, построенные для них казармы составляли полковые слободы. Дальше всего от центра в тяжелейших условиях жили бедняки – они обитали в землянках и палатках.

Работные люди (или чернорабочие) обычно жили рядом с местом работы. В 1704 году для всего населения была открыта аптека, так как Петр понимал, что рабочую силу нужно беречь.

В той стороне, где сегодня располагается особняк Матильды Кшесинской, в начале XVIII века находился первый рынок Петербурга. Первый быстро сгорел, а второй, двухэтажный, простоял дольше. Причем была идея прорыть через Троицкую площадь к рынку канал, чтобы корабли могли подплывать сразу во внутренний двор и разгружаться.

Открывались на Петроградском районе и первые кабаки. Завидовали этому жители Адмиралтейской стороны – им было не с руки добираться на противоположный берег, поэтому моряки просили обустроить питейные заведения не только в центре.

Петроградка делилась на слободы, где селились люди определенной национальности и вероисповедания. Разделение было условным, но все-таки люди старались не смешиваться, ощущая себя более комфортно в привычной атмосфере. Например, за Кронверком была татарская слобода, где селились мусульмане. Район Троицкой площади называли русской слободой. Если говорить о других частях города, то район нынешнего концертного зала «Октябрьский» называли новой русской слободой. А, к примеру, в нынешнем Адмиралтейском районе была немецкая слобода, в районе современной Миллионной улицы. Там всегда было много иноземных специалистов, работавших на верфях. Кстати, иностранцев тогда удивляла огромная территория, занятая городом. Они привыкли к европейским небольшим поселениям, а у нас были небольшие застроенные территории, что разделяли поля, пустоши и места выпаса коров.
Кстати, эта тенденция с выпасом скотины в центре города длилась очень долго. Например, дворцовых буренок столетие пасли у уже построенного Зимнего дворца.

Для Петра было важно поддерживать чистоту города. С самого начала в Петербурге возводили деревянные набережные, сваи для укрепления берегов, строили ливневки, которые справлялись со своей задачей, не позволяя городу утонуть во время проливных дождей или снегопада. Возле богатых домов обязательно было каменное мощение. Кстати, как-то из-за плохой укладки камня у одного из особняков карету Петра Великого сильно тряхнуло. Разгневанный император побил виновника палкой, после чего дорожный дефект немедленно устранили. Во времена Петра домохозяин был обязан держать в порядке и улицу.

Камней не хватало, поэтому в 1714 году царь издает указ, в котором сказано, что каждый приезжающий в город должен привезти с собой определенное количество камней. Привезенное шло на мощение улиц.

Думали и о досуге – в Петербурге появляется своего рода первая библиотека на подворье архиепископа Феофана Прокоповича, сподвижника Петра I.

Архиепископ был человек чрезвычайно образованный, в его доме была великолепная библиотека. Прокопович не только сделал ее общедоступной, но и давал книги с собой на дом. По тем временам это было удивительно, ведь книги обладали огромной ценностью и стоили баснословных сумм. Были те, кто книги архиепископу не возвращали. Окружение Прокоповича пеняло ему на это, однако архиепископ лишь пожимал плечами и говорил: «Значит, человеку было важно оставить книгу себе».


Мария Чудинова
Кандидат исторических наук, литературный гид.