КОЛОНКА АВТОРА
Дорогие читатели!

Майский номер нашего журнала – это путешествие по самым интересным граням современной жизни. Мы собрали для вас истории о том, как хобби становится призванием, бизнес – любовью, а чтение – ключом к новым горизонтам.

Коллекционирование как искусство

В эпоху цифровых технологий многие считают коллекционирование пережитком прошлого. Но новая книга Р. Таньчук “Искусство коллекционирования” доказывает обратное – это не просто хобби, а целая культура, формирующая нашу идентичность. От первых частных собраний XV века до современных коллекций – мы проследим, как коллекционирование стало неотъемлемой частью западной цивилизации.

Любовь с первого стартапа

Когда дело становится больше, чем просто бизнесом? Когда оно превращается в страсть, в образ жизни. В нашем материале мы расскажем истории предпринимателей, для которых первый стартап стал началом большой любви к созданию чего-то нового. От идеи до воплощения – путь, который меняет не только бизнес-ландшафт, но и самих создателей.

Образование: от букв к мирам

В эпоху коротких видео и быстрых новостей мы решили поговорить о том, почему любовь к чтению остается важнейшей частью образования. Наши эксперты исследуют, как книги формируют критическое мышление, развивают эмпатию и открывают новые горизонты понимания мира. Ведь именно через чтение мы учимся видеть больше, чем то, что лежит на поверхности.

Петербург: от окраины к столице

Наш город – это не только центр, но и множество уникальных районов, каждый со своей историей и характером. Мы отправимся в путешествие по петербургским окраинам, которые когда-то были самостоятельными поселениями, а теперь стали неотъемлемой частью культурной столицы. От фабричных окраин до аристократических пригородов – история города в истории его районов.

Май – время перемен, роста и новых начинаний. Пусть этот выпуск станет для вас источником вдохновения и новых идей. Ведь каждый из нас – коллекционер собственных историй, предприниматель своей жизни и исследователь неизведанных территорий.

Приглашаем вас присоединиться к этому увлекательному диалогу на страницах нашего журнала. Ведь именно здесь пересекаются прошлое, настоящее и будущее нашего уникального сообщества.

С уважением,

Ваша редакция КОРОНАLIVE

СОДЕРЖАНИЕ
начало статьи
ИСКУССТВО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ
Коллекционирование — это не просто накопление предметов искусства. Это способ мышления, форма диалога с эпохой и инструмент сохранения культурной памяти. Коллекционеры из века в век играли роль тех, кто не только формирует художественный вкус, но и создаёт культурные институции будущего.
Исторически коллекция начиналась как акт личного выбора — порой иррационального, продиктованного страстью, эстетическим чутьём или жаждой открытия. Кураторский подход, которым сегодня пользуются музеи, во многом вырос из практик коллекционеров, интуитивно формировавших целостные собрания.

Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк. Инсталляции Джона Чемберлена «Выборы». Фото: Дэвид Хилд
На протяжении XX–XXI века именно частные коллекции становились основой крупнейших музеев мира. Так, собрание Соломона Гуггенхайма легло в основу музея, названного его именем; коллекция американской меценатки Пегги Гуггенхайм стала жемчужиной Венеции; Лео и Гертруда Стайн сыграли ключевую роль в признании Пикассо и Матисса. Франсуа Пино, владелец одного из крупнейших арт-собраний современности, открыл два частных музея в Венеции и Париже. Бернар Арно, глава группы LVMH, создал Fondation Louis Vuitton, открывший широкому зрителю шедевры современной живописи и архитектуры.


Музей современного искусства Гуггенхайма, Бильбао, Испания
«В России традиция коллекционирования всегда была тесно связана с просветительством»В XIX веке Павел Третьяков собирал русское искусство, полагая, что народ должен видеть великие произведения своего времени. Коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова включали Матисса, Сезанна, Гогена и Пикассо задолго до того, как их признали классиками, и позже стали ядром собраний Эрмитажа и Пушкинского музея.


Коллекция Сергея Щукина,
Фото: издательство «Слово»
Сегодня в России также есть фигуры, продолжающие эту линию. Роман Абрамович и Дарья Жукова основали «Гараж» — институцию, объединившую коллекционирование, выставочную деятельность и просветительские проекты. Коллекционер Шалва Бреус создал Фонд поддержки современного искусства и одноимённый музей — ММСИ "Брюсов". А семья Алчановских, владельцы коллекции AZ Museum, показали, как можно выстроить институцию вокруг наследия одного художника — Анатолия Зверева.

Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905 год. Из собрания ГМИИ им.Пушкина
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» из коллекции И.А.Морозова, Государственный музей им. А.С.Пушкина
Сегодня коллекционирование стало способом показать свою идентичность, ценности и вкус. Коллекционеры не просто собирают предметы — они формируют личные или кураторские нарративы, создают «портрет себя» через объекты. Современный коллекционер — не обязательно миллионер с аукциона Sotheby’s. Это может быть художник, собирающий работы друзей, исследователь, увлечённый визуальной культурой прошлого, или просто человек, чья полка рассказывает больше, чем любой автобиографический текст. Коллекция становится пространством личного высказывания. Что мы выбираем хранить — говорит о нас больше, чем мы думаем.

Пабло Пикассо, «Женщина, сидящая на шезлонге» на аукционе Sotheby's, 2015 год.
Фото: Тристан Фьюингс , Getty Images для Sotheby's
Коллекционирование произведений искусства становится все более популярным увлечением, особенно среди молодых предпринимателей. По данным отчета The Art Basel and UBS Global Art MarketReport 2025, в 2024 году глобальные продажи произведений искусства сократились на 12%, составив $57,5 млрд., по сравнению с $65 млрд в 2023 году. Однако, несмотря на снижение общего объема продаж, рынок демонстрирует устойчивость благодаря активности новых и более разнообразных коллекционеров.

Согласно указанному отчету, 44% покупателей были новичками на арт-рынке, что подчеркивает увеличение интереса к коллекционированию у новой молодой аудитории. Так, несмотря на общее снижение объема продаж за счет сокращения продаж в высоком ценовом сегменте (например, продажи произведений искусства стоимостью свыше $10 млн. ), количество транзакций увеличилось на 3%, что свидетельствует о росте активности в более доступных ценовых сегментах.

Примечательно, что искусство перестало быть только объектом инвестиций или способом декорирования пространства и приобрело значение в качестве способа самореализации личности.

Дженни Савиль «Propped» на аукционе Sotheby's , 2018 год. Работа продана за рекордные $12,4 миллиона.
Первые шаги в мир коллекционирования - это время испытаний и ответственности. Для начинающего коллекционера картина современного арт-мира может казаться сложной: галереи, ярмарки, аукционы, громкие имена художников и многообразие стилей. В этой статье мы предлагаем обратиться к опыту великих коллекционеров прошлого и данные современных исследований, чтобы понять, как лучше начать свой путь. Стоит отметить, что многие из них сходятся на одном: коллекционирование - это долгий забег, а не быстрый спринт.

Знания и образованность

«Если у Вас нет знаний, Вы потеряны. Знание – сила», – утверждает известная коллекционер Роза де ла Круз . Перед приобретением произведений искусства рекомендуется систематически погружаться в художественный контекст посредством посещения выставок, изучения музейных коллекций, анализа кураторских проектов и чтения специализированной литературы. Визуальный опыт – не менее важен. Накопленный через непосредственное взаимодействие с произведениями, он способствует формированию насмотренности, что позволяет более точно оценивать художественную ценность объекта и выстраивать осознанную стратегию коллекционирования.

Один из самых выдающихся коллекционеров и галеристов сегодняшнего времени - Ларри Гагосян акцентирует внимание на феномене спонтанного импульса как одном из возможных признаков подлинной мотивации к коллекционированию: если при первом взаимодействии с произведением возникает острое желание его приобрести, это может указывать на формирование персонального эмоционального и перцептивного отклика, способного стать отправной точкой в развитии коллекционерской практики. Вместе с тем, исключительно интуитивная реакция требует дальнейшего критического осмысления и систематизации — в первую очередь, за счёт расширения профессионального и историко-культурного контекста.

Ларри Гагосян в своем доме на Манхэттене с Автопортретом Энди Уорхола.
Современные институции всё чаще включают образовательный компонент в структуру художественного рынка. В частности, ряд арт-ярмарок и фондов, включая российский Cosmoscow Foundation, инициируют специализированные программы, ориентированные на аудиторию начинающих коллекционеров. Эти курсы, как правило, предполагают участие галеристов, музейных кураторов и практикующих собирателей, фокусируясь на анализе рыночных механизмов, институциональной логики и критериев художественной значимости, что позволяет выстраивать более рефлексивные и стратегически обоснованные модели взаимодействия с произведениями искусства.

Бюджет и финансовая стратегия
Репутация коллекционирования искусства как увлечения сверхбогатых постепенно уходит в прошлое. Как отмечает основатель Art Money Пол Беккер, сегодня «есть богатая экосистема качества и ценности за пределами очевидных дорогих эшелонов» . Молодым коллекционерам стоит начинать с доступных сегментов: тиражная графика, фотографии, работы на бумаге – все это может быть относительно недорого и при этом ценно с культурологической точки зрения.
Где покупать?
Современный арт-рынок предлагает несколько каналов приобретения, и новичку стоит освоиться в каждом. Галереи – традиционный путь. Хорошая галерея не просто продает работы, но и берет на себя функцию просвещения: дилеры расскажут о художнике, покажут другие произведения, дадут почитать каталоги. Налаживая отношения с галереями, вы получаете доступ к экспертизе и первому выбору новых поступлений.

Галерея Марины Гисич, 2015 год.
Марина Гисич, основательница одной из ведущих галерей России, отмечает, что владельцы галерей сыграли огромную роль в формировании художественной сцены и открытии новых имен.Общаясь с такими профессионалами, начинающий коллекционер учится разбираться в тенденциях и открывает для себя молодых художников, чьи карьеры еще только стартуют. Помимо галерей, обязательно посещайте ярмарки искусства – от локальных до международных. Ярмарка – идеальная площадка, где за один день можно увидеть сотни художников, сравнить цены, завязать знакомства. Многие ярмарки (например, Cosmoscow в Москве) специально привлекают молодых коллекционеров, проводя VIP-превью и образовательные программы. Аукционы – еще один интересный формат, но требующий подготовки. Новичку лучше начать с онлайн - или небольших аукционов, освоиться с процедурой торгов, узнать про комиссии и т.д. Аукционы часто предлагают выгодные возможности, особенно на вторичном рынке (перепродажа). Но важно не увлечься азартом и всегда иметь предел ставки. Полезно изучать аукционные каталоги и результаты продаж, даже если вы пока не покупаете.
начало статьи
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО СТАРТАПА
Выражение, которое пришло к нам из английского языка (There are three things you can watch forever: fire, water, and other people working(англ.) звучит следующим образом: «Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работают другие люди!». Часто у этой фразы меняют последнюю часть. Вы тоже это знаете, например добавляют: как паркуется женщина-водитель, как работает стиральная машина и многое другое. А для меня наблюдать, как работают другие люди – моя профессия. Огонь развести - просто спичку зажечь, для потока воды иногда достаточно лишь водопроводного крана, а вот работа другого человека… что нужно увидеть, на какие вопросы найти ответ?

В концепции менеджмента Бережливого производства есть такой метод, который называется Gemba Walks. Метод предполагает, что руководители должны иногда совершать обход рабочих зон для прямого наблюдения за происходящими процессами в поиск возможностей совершенствования потока, анализа загруженности персонала. Вы представьте себе: директор идет по административным кабинетам или по производственному цеху! Рабочая атмосфера в этот момент станет напряженной, увиденное не даст правильной информации для использования в анализе ситуации любого уровня. Но выход есть - фотография рабочего времени, хронометражные наблюдения. В экономической среде фотографии рабочего времени (рабочего дня), а также хронометражи проводят специально обученные нормировщики. Техника проведения наблюдений имеет свои особенности. Требуется знание внутренней структуры рабочего времени, коммуникацию процессов и многое другое. Имеет значение даже характер трудового поведения наблюдаемого работника. Остановимся на этом подробнее.

В своем труде персонал можно разделить на три условные группы. Первая группа - это «исполнители». Исполнители работают без энтузиазма, нет особого упорства интереса к результату. На вопрос наблюдателя: «Почему Вы выполнили это задания определенными методами», ответ всегда простой: «Так было всегда и до меня». При наблюдениях «исполнители» нервничают и не отвлекаются даже на туалет, проявляют усердие в действиях.

Вторая группа персонала - это «профессионалы». За ними очень приятно наблюдать. «Профессионалы» работают легко, играючи, получают удовольствие от процесса, живут в нем, творят. При наблюдениях «профессионалы» ведут себя совершенно естественно, так как предполагают, что никто в их действиях не разберется, особенно сторонний наблюдатель. Интерес «профессионалов» к результату есть, но оценивать его нужно с точки зрения качества выполненных работ. На вопрос наблюдателя: «Почему Вы выполнили это задания определенными методами», ответ: «Нет определенной утвержденной технологии, у меня своя, проверенная, мне так удобнее». Спокойно пью чай в паузах между делом.

Третья группа персонала – «стейкхолдеры», заинтересованные участники. При наблюдениях улыбаются, переговариваются с сотрудниками, нарочито подстраиваются под наблюдателя и беседуют с ним. Обычно этот персонал владеет всей ситуацией на данном рабочем месте или в цехе. Результативность своей работы оценивают только с точки зрения собственной заработной платы и удержания власти внутри коллектива. На вопрос наблюдателя: «Почему Вы выполнили это задания определенными методами», ответ: «Здесь на мне все держится».

Стейкхолдеры очень ревностно относятся к сторонним наблюдателям и всегда подвергают критике результаты наблюдений. Любому руководителю стоит знать таких сотрудников на предприятии, так как любым новшествам и переменам эти участники будут негласно препятствовать.

Нормировщики владеют несколькими видами и формами наблюдений за рабочем временем. Особый интерес для персонала должна представлять такая форма наблюдения, как самофотография рабочего дня. На практике несколько раз ко мне обращались руководители для обработки результатов самофотографии рабочего дня.

Этот вид наблюдений предполагает самостоятельное фиксирование персоналом своих действий в течении рабочего дня. Лучше самого исполнителя на конкретном рабочем месте ни кто не знает данную работу. Это факт ! Но очевидно, что такой вид анализа использования рабочего времени не эффективен. Работник самостоятельно не может объективно оценивать свои действия в рамках системы, состоящей из нескольких процессов. Необходима комплексная независимая оценка загруженности персонала на сопрягаемых рабочих мест, участвующих в общем процессе. Цель - эффективность!

Нормировщик бесконечно смотрит, как работают другие люди, при этом работает с любовью сам.

Галина Кирьянова
Бизнес тренер, преподаватель,
основатель Свердловской пригородной компании, автор публикаций по вопросам нормирования труда и учета рабочего времени
директор консалтинговой группы ООО «Формат-Центр»
г. Екатеринбург и вся Россия.


начало статьи
PRO ОБРАЗОВАНИЕ
«Литература в жизни ребёнка. Читаем или проходим мимо?» (из опыта учителя литературы и заядлого любителя книг)

«Отчего люди не летают так, как птицы?», – делилась своими мечтами героиня драмы «Гроза» А.Н. Островского. Что-то на грани фантастики, верно? Но в голове возникает аналогичный вопрос: «Отчего дети не читают так, как раньше?».

Сейчас особенно звучит фантастически. Хотя, если задуматься, возникает ещё больше вопросов: А раньше – это когда? Не читают? Вот прямо совсем? Или не читают того, что нужно нам (учителям, родителям)? Нужно разбираться.

ПРОБЛЕМА

Да, нечитающие дети – это проблема. И не просто локальная, касающаяся какой-то конкретной семьи, школы, а глобальная: ежегодные филологические и педагогические конференции посвящены формированию читательской грамотности и культуры.

Учителя со всех уголков России делятся приёмами и «лайфхаками» успешного чтениям с классом. Рынок книгоиздательства удивительно освежился: новые книги, жанры, яркие интерактивы. Библиотеки превратились в настоящие лаунж-зоны с огромным количеством различных занятий, лекций для ребят любого возраста. Даже появились книжные блогеры, обзоры (явный признак того, что читать сейчас модно) – словом, популяризация литературы на высоте – только бери и читай. Но нет, что-то не получается.

И тут нужно ещё раз спросить: что, правда, дети совсем-совсем не читают? Читают: посты в соцсетях, переписку с друзьями, комиксы, «книжки всякие». Но вот классику, так скажем, правильную литературу – нет.
Кто виноват? Родители, интернет, игры, школа, сам ребёнок? За время работы в школе я пришла к выводу: слово «виноват» не совсем подходит. Вот «забыли поделиться собственным опытом», «радостью чтения правильной литературы» – да; «не согласились, что поток информации в интернете может действительно быть интересным и полезным для ребят» – конечно; «не учли, что проведённый три года назад урок по рассказу И.А. Бунина «Холодная осень» совсем уже не подходит для нынешнего восьмого класса» – и это тоже.

Бывает и совсем просто: в детстве родители не прочли ту самую, волшебную книгу; где-то книга стала наказанием за плохое поведение («Будешь читать весь вечер, потому что не убрался в комнате!»); а где-то и сам учитель так сильно хотел «влюбить» ребят в какое-то произведение, что урок превратился в контроль знания каждой строчки текста.

А на самом деле подросток не читает, потому что скучно: несовременные герои, сюжет столетней давности; отсутствие диалогов, иллюстраций. А читать при этом нужно: проходить программу, сдавать ОГЭ и ЕГЭ по литературе, становиться грамотным и образованным, в конце концов. Что делать?

РЕШЕНИЕ

Америку заново точно не открою, но напомню простую истину: всегда начинайте с себя и делайте всё постепенно. Хотите, чтобы ваши дети читали – здорово! Покажите личный пример, создайте в семье/ классе традицию читать и обсуждать прочитанное, коллекционировать книги, в выходные ходить в букинистические магазины. Обязательно давайте ребёнку право на выбор собственной книги! Даже если это очередной комикс про супергероев. Поверьте, порой неважно, что читают дети, главное – она этого хотят, они делятся этим с вами. Заведите себе красивый блокнот, куда будете вместе с детьми записывать понравившиеся цитаты – это очень воодушевляет! Совместное дело надолго скрепит вас с ребёнком.

Только делать это нужно как можно раньше: ребёнок почти всегда копирует манеру поведения взрослых. И делать это искренне, с любовью к книге. До сих пор улыбка на лице от воспоминаний из детства: идём с мамой домой, вечер, впереди ещё несколько дворов, но торопиться не хочется – мама с таким воодушевлением пересказывает «Пиковую даму» А.С. Пушкина, что хочется бесконечного продолжения истории. Было лучше всяких игрушек! Было единение, общая тайна познания и традиция.

Уже давно создана аксиома: нечитающие взрослые – нечитающие дети. Задумайтесь об этом. А нам, учителям, необходимо это всячески поддерживать: читать на уроках сам текст, а не заполнять юные головы окололитературным пустословием, сложными и совершенно ненужными выражениями о произведении; бесконечными

«Что хотел сказать автор?» (хотя автор действительно говорит о чём-то важном).
Рефлексия – сильная вещь, когда уместно используется. Научить ребят переживать, обдумывать прочитанное, делиться своими впечатлениями – верный знак на пути воспитания личности.
Литература в жизни ребёнка точно есть, она точно нужна. Заинтересовать, подружиться с книгой – миссия, безусловно, взрослого. Но миссия приятная, приносящая радость всем. Главное это осознать.
Читаем или проходим мимо?

В своё время мне очень откликнулась книга Даниэля Пеннака «Как роман», которая начинается с 10 правил чтения:

1. Право не читать (чтение через силу ни к чему не приведёт.
2. Право перескакивать (это как раз про скучные моменты без диалогов).
3. Право не дочитывать.
4. Право перечитывать.
5. Право читать, что попало (даже бесконечные комиксы).
6. Право на боваризм (любить героев книг, идеализировать их тоже бывает полезно).
7. Право читать, где попало.
8. Право читать вслух.
9. Право втыкаться (любая книга, любая страница – не запрещать).
10. Право молчать о прочитанном.

Думаю, что каждый родитель отыщет в этих правилах заветные подсказки, и ребёнок не пройдёт мимо книги.

P.S.: хочется поделиться и «лайфхаком» чтения (можно и нужно использовать родителям): приём «первой страницы», ребята не знают автора, название произведения – просто читаем фрагмент (распечатываю один лист и раздаю). И дальше самое интересное – догадки, варианты. Вопрос учителя/ родителя: «Что необычного?». Подмечаем детали, занимаемся «расследованием», не хватает строки. И ещё одной.

Говорю ребятам «Там ещё 18 страниц». Не все в восторге, но желание прочесть до конца появилось у многих. Следующий урок/ вечер с книгой уже сравнение надуманного и реального.

Главное, начните! И чтение станет верным другом, помощником, учителем на всю жизнь.
начало статьи
ПЕТЕРБУРГСКАЯ СТОРОНА ОТ ОКРАИНЫ К ПРЕДМЕСТЬЮ СТОЛИЦЫ
На заре XIX века Петербургская сторона — тихий, почти провинциальный уголок столицы, где время будто замедляет свой бег. Здесь нет шумных аристократических салонов, нет ослепительных дворцовых фасадов — лишь узкие немощёные улочки, скрипучие деревянные дома да редкие каменные постройки, тонущие в зелени садов. Но именно в этом столетии район, доселе считавшийся глухой окраиной, начнёт преображаться, постепенно превращаясь в уютное предместье, а затем — и в полноценную часть великого города.

Первая половина века: сонное царство.
В начале 1800-х Петербургская сторона — это острова, ещё не связанные постоянными мостами с центром. Жизнь здесь течёт размеренно: крестьяне возят сено, отставные солдаты коротают век в маленьких домиках, а по воскресеньям народ стекается к Троицкой площади — единственному оживлённому месту.

Главная доминанта — Петропавловская крепость, но она уже не военный форпост, а скорее исторический символ и… тюрьма для государственных преступников. Рядом — Ботный домик, где хранится легендарный ботик Петра I, «дедушка русского флота».

На Аптекарском острове шумит листвой Императорский ботанический сад, основан ещё в 1714 году, куда учёные свозят диковинные растения со всего света. А на Каменном острове, уже появляются первые аристократические дачи — летние резиденции вельмож, уставших от столичной суеты. Эпоха мостов и паровых машин.
Всё меняется в середине века. В1842–1851 годах, строится Каменноостровский мост и Петербургская сторона наконец-то получает надёжную связь с Васильевским островом. В 1850-х сюда приходит конка— предшественница трамвая, запряжённая лошадьми. Теперь добраться до центра стало проще, и район постепенно заселяется чиновниками, врачами, учителями.

На Крестовском острове открываются рестораны и летние театры, куда петербуржцы приезжают на пикники. А на Каменном острове вырастают роскошные особняки — здесь отдыхают министры, банкиры, знаменитые актёры.

Конец века: электричество, заводы и революционные кружки.1880–1890-е годы приносят технический прогресс: на смену конке приходит электрический трамвай, улицы освещают фонари, а на Петроградской набережной строят первые многоэтажные доходные дома. Но вместе с благоустройством приходит и промышленность: на окраинах вырастают заводы и фабрики, а с ними — и рабочие кварталы. В тёмных подворотнях Большой Зелениной улицы уже шепчутся о «Народной воле», а в студенческих комнатках Аптекарского острова обсуждают Маркса.

В 1897 году начинается строительство Троицкого моста — грандиозного сооружения, которое окончательно свяжет Петербургскую сторону с центром. Его откроют лишь в 1903-м, но уже к концу века район перестаёт быть захолустьем — он становится полноправной частью столицы, где соседствуют дачи миллионеров, рабочие бараки, научные институты и революционные конспиративные квартиры.

Если бы в 1800 году кто-то сказал, что через сто лет эта тихая окраина станет одним из центров городской жизни, ему бы не поверили. Но история распорядилась иначе: из «сонного царства» Петербургская сторона превратилась в место, где кипели страсти — от светских раутов на Каменном острове до подпольных собраний будущих революционеров.

К 1900 году здесь ещё нет шумного Петроградского района, каким мы знаем его сегодня — но его судьба уже предопределена. Остаётся лишь дождаться бурного XX века, который окончательно изменит облик этих мест.